28.05.2010

Каковы они, ИТ-тренды 2010 года?

Какие тренды будут определять развитие российского рынка ИТ в 2010 году? Ответить на этот вопрос iBusiness попросил представителей различных сегментов индустрии высоких технологий.

Темп роста продаж контента и услуг, готовность покупать в Сети и развитие мобильного Интернета и приложений

C точки зрения интернет-торговли, основные тренды 2010 следующие. Во-первых, мы наблюдаем высокие темпы роста продаж контента и услуг (в частности, travel). При этом, повышается готовность покупателя к покупке любых категорий товаров в сети. И, наконец, в качестве тренда 2010 можно отметить развитие мобильного Интернета и мобильных приложений.

Михаил Осин,
директор по связям с общественностью интернет-магазина OZON.ru.

Разорение мелких интеграторов, большое количество ИТ-проектов в госсекторе, рост коррупции

Кризис сильно наказал компании коммерческого сектора за бездумные вложения в ИТ, поэтому для них будут характерны мелкие, понятные "точечные" проекты по внедрению и изменению ИТ- систем с минимальной маржинальностью для ИТ-компаний, которые "вспотеют" биться в тендерах.

Более того, клиенты плотнее стали общаться с вендорами. Для увеличения объемов продаж, вендоры готовы идти навстречу конечным клиентам, уменьшая маржу партнеров. Поэтому тренд №1 - разорение мелких системных интеграторов. Тренд №2 также понятен. Для финансирования выборов 2012 - нормального, которое обеспечивало бы победу, а не копейками, которые положено выделить по закону - устроителям выборного шоу нужны деньги. Деньги берутся в том числе и с "откатов" государственных ИТ-проектов. Поэтому в ближайшее время мы должны увидеть старт большого количества долгосрочных и дорогостоящих ИТ проектов в госсекторе, которые будут выиграны с имитацией конкурса 10 ведущими ИТ-компаниями. Тренд №3. Кризис уменьшил зарплаты, но не уменьшил потребности в условиях сильного социального расслоения общества. Данная ситуация в текущей российской парадигме "каждый сам за себя" естественно приведет к дальнейшему росту коррупции.

Михаил Плисс,
независимый ИТ-эксперт

Тренд "социализации"

Я не берусь гарантировать, что это станет основным трендом уже в 2010 году, но в относительно ближайшее время тренд "социализации" будет постепенно набирать обороты и становится основным. Влияние и проникновение различных социальных сервисов во все отрасли народного хозяйства уже начались, и ИТ-сфера никак не останется в стороне. Так, например, уже несколько лет многие сайты на своих страницах ставят всевозможные ссылки для "републикации" в социальных сетях. И сейчас эти "призывы" действительно начинают работать. Я полагаю что это - "ответ" социума на давление и "зомбирование" маркетинговых инструментов на людей.

Андрей Хромов,
генеральный директор интернет-гипермаркета Dostavka.ru.

Виртуализация и облака

В сегменте услуг системной интеграции таким трендом могут стать виртуализация и облачные технологии, интерес к которым со стороны российских компаний возрастает день ото дня.

Очевидной причиной такого интереса является возможность ощутимого снижения затрат на создание, развитие и поддержку собственной ИТ-инфраструктуры благодаря использованию этих технологий. Однако тормозом активного внедрения виртуализации и cloud computing может стать вопрос безопасности передачи и хранения бизнес-данных.

Тем не менее, как о тренде эти технологии могут заявить о себе уже в этом году.

Николай Беловский,
директор по работе с ключевыми заказчиками компании "УСП КомпьюЛинк"

Увеличение зоны доступа в Интернет

В 2010 году будет происходить дальнейшее развитие беспроводной передачи данных. Причем трудно сказать что все же победит LTE или WIMAX. Кроме того, "Связьинвест" перейдет на технологию PON. Основным же трендом года станет увеличение зоны доступа в Интернет. Будет расти как зоны покрытия (места, где "где ловит") для беспроводных технологий, так и увеличение районов и территорий, где в домах появится "домашний Интернет" по технологии PON.

Илья Карпов,
начальник отдела маркетинга Zelax

Рынок вырастет на 15-20%

Основной тенденцией 2010 года станет постепенное восстановление ИТ-рынка. Мы рассчитываем, что рынок в целом вырастет на 15-20% к уровню 2009 года. По первому полугодию 2010 года мы пока идем с опережением рынка. По мере роста ИТ-бюджетов компаний, свою роль должен сыграть отложенный спрос в корпоративном секторе, вырасти продажи оборудования и интеграции. С точки зрения прибыли, системная интеграция, по - прежнему, более интересна. Прежде всего, потому что в 2009 году спрос на коробочное оборудование сместился в низкий и средний ценовой сегмент, а интеграционные решения потеряли в марже незначительно. При этом, в сегменте AV - спрос на дорогое профессиональное оборудование - дисплеи, инсталляционные проекторы и проекционные экраны остается стабильным.

Алексей Ищенко,
директор по маркетингу компании AUVIX

Наращивание скоростей для передачи контента

Одним из основных трендов 2010 года на российском ИТ-рынке станет наращивание скоростей для передачи всевозможного контента. В первую очередь речь идет о передачи видео. Современные технологии ставят перед задачу не просто качественно передать видео и звук, но сделать картинку трехмерной. Кроме того, растет трафик. Это связано с тем, что пользователь сам становится проивзодителем контента (снимает домашние ролики, выкладывает данные в социальные сети), тогда как раньше передаваемый контент был в основном кино- и телепроизводства. Далее ролики и другой контент, создаваемый пользователями, пересылается по цепочке, что снова порождает увеличение трафика. Эта тенденция привела к тому, что конкурентным преимуществом оператора становится в том числе и большая полоса пропускания. Компаниям приходится менять технологии, а следовательно и используемое оборудование. Например, получаемой скорости при некогда распространенной технологии xDSL, сейчас уже недостаточно. Кроме того, данная технология не обеспечивает необходимого охвата аудитории (пользователи, подключенные к одной телефонной станции "мешали" друг другу).

Широко обсуждаемая сейчас технология PON позволяет доводить оптическую среду передачи непосредственно до пользователя. Можно надеяться на длительный период функционирования такой инфраструктуры, так как оптика имеет большой потенциал увеличения полосы пропускания.

Борис Федосеев,
руководитель группы технической поддержки продаж компании QTECH