06.04.2010

Технологии честных торгов

Принято говорить, что неэффективность и низкая конкурентоспособность отечественных компаний вытекают из неумения правильно выстроить производственный процесс и плохого качества выпускаемой продукции. Однако чаще всего причина кроется в непрозрачности и неэффективности закупочной деятельности. Внедрение электронной системы конкурсных закупок помогает предприятиям существенно улучшить свои позиции.

Считается, что инициатором перевода системы закупок в формат электронных конкурсных торгов является государство. И в целом здесь нет большого преувеличения, поскольку законный статус это направление получило с вступлением в силу Федерального закона N94 в 2006 году. Хотя на самом деле и ранее отдельные структуры (например, РАО "ЕЭС России") и целые регионы (Республика Татарстан) практиковали такой подход к организации закупочной деятельности.

Но если государственные организации теперь по закону обязаны открыто публиковать информацию о своих закупках, обеспечивая таким образом доступ к участию в конкурсах всем заинтересованным поставщикам, то на коммерческий сектор эта обязанность не распространяется.

Строго говоря, технологии организации закупок на конкурсной основе в частных компаниях проработаны не хуже, чем для государственных органов. Другой вопрос, для чего и как проводятся эти конкурсы. Как показывает практика, часто это делается для проформы, чтобы продемонстрировать акционерам, какие усилия прилагает менеджмент, чтобы сделать предприятие более эффективным. На самом же деле поставщик, который выиграет тендер, чаще всего известен заранее. Как правило, это тот из претендентов на получение заказа, кто предложит лучшие условия, но не компании, а менеджеру, ответственному за принятие решения. Коррупция в коммерческих структурах - явление не менее редкое, чем в государственных. Тем не менее существует действенный способ справиться с ней - сделать процесс закупок максимально открытым и прозрачным. Это вполне достижимо, но только при условии, что влияние человеческого фактора будет сведено к минимуму. Иными словами, надо переводить закупочную деятельность в систему электронных конкурсных торгов. Концепция ее в общем-то проста: заказчик размещает на площадке объявление о закупке какой-либо продукции, указывая свои требования по качеству и количеству товара и стартовую цену. Компании, у которых имеется данная продукция, вступают в торги, выставляя цену, по которой готовы ее продать. Выигрывает тот, чье предложение окажется лучшим.

"Процесс торгов разворачивается буквально на глазах всех участников, результат подтасовать невозможно, - констатирует председатель совета директоров Центра развития экономики, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок Александр Бойко. - И нужно обладать довольно извращенным мышлением, чтобы заподозрить закупщика и победителя торгов в сговоре. Более того, перенося свои закупки на электронную площадку, владельцы компаний наконец получают объективную картину рынка той продукции, которая приобреталась много лет на совершенно других условиях. Я знаю примеры, когда стартовая цена в ходе торгов падала на 70%. Это, конечно, вопиющие случаи, но снижение стартовой цены в среднем на 30% - дело вполне обычное". При этом преимущества электронной торговли не ограничиваются снижением организационных затрат. Расходная часть бюджета предприятия серьезно оптимизируется, вследствие чего повышается эффективность компании, ее конкурентоспособность.

ПЕРЕОЦЕНКА ЧАСТНОСТЕЙ

Однако выход на электронную торговую площадку - скорее завершающий аккорд. Даже в этом случае компания вряд ли сможет добиться существенного, продолженного эффекта, если в целом ее закупочная деятельность неосмысленна и неупорядоченна. Как правило, этим отличаются крупные корпорации, объединяющие не один десяток предприятий, разбросанных по всей территории страны и ведущих достаточно обособленную деятельность. Даже если главный управляющий заинтересован в большей эффективности закупок, он при всем желании не сможет проконтролировать, что происходит на уровне каждой структурной единицы, без помощи информационных технологий.

Наиболее продвинутые компании внедряют у себя автоматизированные информационно-аналитические системы закупок, где размещается информация о том, какие товары и услуги планируется закупать, в какие сроки, в какой форме и на какой площадке будут проводиться торги, а также другие сведения, которые могут быть интересны и полезны поставщикам. Фактически речь идет об информационном сайте. Однако это не банальная "доска объявлений", на которой можно узнать, что такая-то компания в такие-то сроки проводит конкурс среди поставщиков такой-то продукции и что торги состоялись и победитель определен.

Информационно-аналитическая система крупной компании, как правило, включает в себя три крупных функциональных блока: планирование закупочной деятельности, размещение информации о закупках и контроль за правильным соблюдением всех процедур, в зависимости от формы торгов. Что касается определения самих процедур, то редко какая компания ограничивается в этом вопросе положениями Гражданского кодекса, в основном регулирующего корпоративные закупки. Чаще всего их прописывают более четко и детально, чтобы между закупщиком и поставщиком не возникало разногласий по поводу трактовки. Иными словами, первый шаг в построении электронной системы закупок - создание корпоративного стандарта. Нередко подобный документ разрабатывается одной крупной компанией для своих подразделений, а затем другие предприятия отрасли используют его как отраслевой. Например, на стандарт закупочной деятельности, сделанный в РАО "ЕЭС России", до сих пор ориентируются энергетические компании, образовавшиеся в ходе реструктуризации естественной монополии.

О преимуществах, которые компания получает, внедрив у себя подобную систему, много и подробно пишется в прессе. Отмечу лишь некоторые из них. Прежде всего в корне пресекается закупочная анархия, когда подразделения компании одну и ту же номенклатуру товара покупают у разных поставщиков по разным ценам, причем нередко более высоким, чем в среднем по рынку. Еще один важный момент: в ходе открытых конкурсов могут проявиться новые поставщики, чьи товары выгодно отличаются не только по цене, но и по качеству и условиям поставки. И третье: систематизируя и анализируя информацию, полученную при проведении конкурса, компания может более эффективно планировать свою закупочную деятельность, с учетом всех преимуществ и возможностей, которые открываются при помощи информационно-аналитической системы.

ВЕСЬ СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Частью такой системы может быть и торговая площадка, но это необязательно. Многие компании предпочитают как раз торги проводить на независимых площадках. Тем более что сейчас выбор просто огромен. Кроме того, как считает Александр Бойко, "владельцы электронных площадок должны быть независимы от компании-закупщика. Потому что, когда компания открывает свою электронную площадку, ею управляют те же менеджеры, которые уже создали свою систему закупок. И задачу перед разработчиками они ставят таким образом, чтобы эта площадка была удобной для соблюдения их интересов, чтобы можно было проводить непрозрачные конкурсы, не допускать к участию в аукционах неугодных им поставщиков. Фактически это просто форма ухода от открытых торгов. Такие площадки никогда не бывают эффективны с точки зрения оптимизации закупок".

Стоит отметить, что это мнение разделяют далеко не все. Впрочем, различаются и взгляды на то, какую номенклатуру можно отдавать на электронные торги, а какую - нет, а также для каких форм закупки электронная торговая площадка подходит лучше всего. Так, многие эксперты считают, что электронные торги уместны при закупках понятного товара: канцелярских принадлежностей, продуктов питания, ГСМ и т.п. Кроме того, важно осознавать, что на электронные закупки стоит отдавать те товарные позиции, по которым среди поставщиков есть конкуренция. Соответственно, торговаться все это может на аукционной основе или по запросу котировок. То есть электронные торги целесообразны в тех случаях, когда решающим критерием при выборе товара и, естественно, поставщика является цена.

Однако есть и другое мнение: электронные торговые площадки - самое подходящее место для организации закупок высокотехнологичной, уникальной продукции и сложных, высокоуровневых специализированных услуг. Также сторонники этой позиции уверены, что слухи о том, что полноценный конкурс в электронных торговых системах (где цена играет определенную роль, но далеко не главную) проводить слишком сложно, сильно преувеличены. Отлаженный механизм проведения конкурсов на электронных площадках уже существует. И обычно громоздкая процедура в этом формате становится более удобной и менее затратной. Компаниям не нужно командировать представителей для участия в конкурсе. Организатору не надо тиражировать тонны документации - вся информация передается в электронном виде. Внутри системы можно использовать электронно-цифровую подпись. Не нужно собирать конкурсную комиссию в одном зале - ее члены вставляют в компьютеры флеш-карты со своими кодами, видят информацию по участнику торгов и голосуют за или против.

Единственное, пожалуй, на что тут можно возразить, - торговых площадок, способных обеспечить сервис такого уровня, на сегодняшний день единицы. Однако сфера электронных торгов в последнее время бурно развивается. И не исключено, что в обозримом будущем этот формат проведения торгов ни по перечню товарных позиций, ни по разнообразию организационных форм не будет уступать традиционному.

РОСАТОМ ОТКРЫТЫЙ И ПРОЗРАЧНЫЙ

В 2008 году госкорпорация "Росатом" решила реформировать свою закупочную деятельность и перейти на единую для всех организаций, входящих в ее состав, централизованную систему. Для этого был создан Центр закупок и разработан отраслевой стандарт ведения закупочной деятельности, который реализуется в том числе при помощи единой автоматизированной системы. Причем речь идет о закупках только за счет собственных средств предприятий в структуре "Росатома". Разработку и внедрение системы поручили "УСП КомпьюЛинк". Эту компанию выбрали вовсе не случайно - она обладает значительной компетенцией в создании подобных систем. В частности, успешно проектировала и внедряла комплексную федеральную систему государственных закупок для Минэкономразвития России, а также системы закупок для региональных органов власти.

Проект в "Росатоме" стартовал в конце марта прошлого года, а уже через два месяца госкорпорации было представлено работающее решение, в состав которого вошли две основные подсистемы: единый отраслевой сайт закупок http://zakupki.rosatom.ru/ и подсистема размещения заказа. Последняя - это, по сути бэк-офис, где формируются закупки всех предприятий атомной отрасли. На сайте же в свободном доступе находится информация о размещаемых заказах, форме проведения торгов, сроках подачи документации и т.д. Этот ресурс адресован в первую очередь поставщикам атомной отрасли. Помимо сведений о предстоящих закупках, они здесь могут получить информацию о предприятиях - заказчиках атомной отрасли, включая банковские реквизиты и контактные данные, ознакомиться с регламентами закупочной деятельности в отрасли, в том числе с единым отраслевым стандартом закупок "Росатома".

В конце 2009 года был разработан и введен в эксплуатацию еще один важный компонент отраслевой системы закупок - специализированный контрольно-аналитический блок. Он необходим Центральному арбитражному комитету госкорпорации и соответствующим органам подведомственных ФГУП, чтобы контролировать, как соблюдаются процедуры закупочной деятельности, прописанные в отраслевом стандарте. Здесь также регистрируются нарушения, обнаруженные в ходе проверок, идет постоянный мониторинг работы по их устранению, фиксируются ее результаты.

В текущем году госкорпорация планирует и дальше развивать систему закупок. Одно из направлений - автоматизация планирования закупок. Для улучшения системы контроля будут также введены дополнительные функции - новые автоматизированные проверки на соответствие стандарту, планирование и учет проверок закупочной деятельности предприятий отрасли. Кроме того, будут созданы различные реестры - для жалоб участников размещения заказа и для аккредитованных и недобросовестных поставщиков атомной отрасли.

Несмотря на масштабность и сложную структуру, система удобна и достаточно проста в использовании. Главным образом благодаря технологиям Microsoft, на которых она базируется. "Во многом выбор технологий определялся бюджетом проекта, - отмечает заместитель директора департамента закупок "Росатома" Андрей Рахманинов, - однако, разумеется, нам требовалось доказавшее свою эффективность надежное решение от известного поставщика".

"Основными критериями выбора корпорации стали развитая экосистема вокруг продуктов Microsoft и простота их обслуживания, а также высокая эффективность инструментов разработки, что позволило существенно сократить сроки создания программного обеспечения и в этом проекте", - добавляет Петр Мацейканец, заместитель директора департамента федеральных и региональных программ по разработке решений компании "УСП КомпьюЛинк".

Создание специализированного сайта сделало главное - повысило эффективность закупочной деятельности "Росатома" и его предприятий. Уже сейчас в системе зарегистрировано более 160 предприятий-заказчиков, а на сайте опубликовано свыше 4,8 тыс. извещений о проведении торгов на общую сумму более 37 млрд рублей. С октября прошлого года размещение здесь сведений о закупках является обязательным для всех предприятий. Благодаря новому информационному ресурсу атомная отрасль только за пять месяцев с момента внедрения единого стандарта сэкономила на закупке товаров, работ и услуг около 700 млн рублей.