08.12.2009

Михаил Лящ: Образование нового времени – образование через всю жизнь

Старый лозунг «учись учиться» в век инновационной экономики претендует на звание олицетворения эпохи. С той скоростью, с которой сейчас меняются технологии, знания, получаемые студентом в вузе, устаревают еще до его окончания. Как догоняет время лидер в области информационных технологий – Группа «КомпьюЛинк»? Опытом делится президент Группы Михаил Лящ.

- Начиная со второй половины прошлого века функция и роль образования в обществе коренным образом изменилась. Если еще в XIX веке – первой половине XX века она состояла, прежде всего, в развитии личности, сохранении и преумножении культурного наследия то, начиная со второй половины XX века, ее задачей стало снабжение экономики образованными кадрами, способными эксплуатировать существующие технологии и осваивать новые. Причем интенсивность их смены и развития к XXI веку становилась все больше. Если для массового внедрения электричества потребовалось 150 лет, автомобиля – 120 лет, телефона – около 100 лет, то для персонального компьютера – уже 15-20 лет, а для распространения Интернета – 5-6 лет. Мы уже говорим о нанотехнологиях, считаем ядра в процессорах – волна нарастает. Для каждого человека вопрос, удержится ли он на этой волне или нет, становится далеко не праздным.

В этих условиях должна поменяться и роль вузов. Они должны перестать быть «башнями из слоновой кости», этакими академическими кущами. Они должны превратиться в организации по производству кадров для современной промышленности с ее темпами изменения технологий, ростом глобализации и т.д. Изменения в сфере образования, произошедшие за последние 4-5 лет, огромны: реструктуризация системы, переход от «иждивенческих» схем работы к рыночным, появление системообразующих вузов, массовая компьютеризация школ и подключение их к Интернету, введение ЕГЭ. Несмотря на то, что о последнем споры до сих пор не утихают, следует сказать, что это прогрессивный шаг. Ведь альтернативного способа введения унифицированной меры оценки качества в сфере образования и механизма регулирования доступности высшего профессионального образования для молодежи так до сих пор никто предложить и не смог.

Что касается существующей системы подготовки специалистов, то, например, в ИТ-сфере она состоит из двух этапов. Прежде всего, человек должен получить соответствующий набор базовых теоретических знаний и практических навыков в вузе . Там формируется методологический фундамент, позволяющий развиваться в дальнейшем. Второй этап начинается сразу после окончания вуза и завершается фактически вместе с карьерой. Это постоянная актуализация знаний в рамках концепции «обучение через всю жизнь». Ее обычно реализуют через корпоративные учебные центры.

При этом сейчас, когда рынок диктует необходимость сокращения стоимости подготовки специалистов, в таких центрах растет популярность методов обучения, базирующихся на достижениях передовых информационных технологий. В частности, на преимуществах дистанционного обучения, которое может проходить в двух режимах: синхронном – с трансляцией преподавания в режиме реального времени, и асинхронном, при котором слушатель сам выбирает режим и время обучения. При достаточно низких по сравнению с традиционными формами обучения затратах, дистанционные курсы позволяют давать те же знания и компетенции, которые формируются на очных занятиях.