10.06.2009

Ярмарка ненужных вещей (компьютерный секонд-хенд)

| ibusiness.ru

Ожидания, связанные с бурным ростом в России вторичного рынка компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования, не оправдались. Да, в условиях кризиса несколько возросло количество предприятий, стремящихся сбыть с рук ненужное оборудование. Однако аналитики так и не смогли зафиксировать в России взрывного спроса на бывшие в употреблении ПК, серверы, маршрутизаторы и прочие полезные устройства.

Бизнес, которого нет

На национальном рынке ИТ отсутствует сколько-нибудь отработанная практика выкупа у заказчиков ненужного оборудования. "Такие сделки присутствуют в деятельности некоторых операторов российского рынка ИТ, однако не отличаются "промышленным" масштабом. Обычно заказчик привлекает к таким операциям "своего" поставщика оборудования и просит его подобрать приемлемый вариант решения задачи", - говорит Андрей Дочкин, главный архитектор отдела системных решений компании "УСП КомпьюЛинк".

Обнаруживаются и другие объективные сложности, препятствующие развитию интеграторами брокерского направления. "Бывшее в эксплуатации оборудование нуждается в специальных процедурах "реновации", - напоминает Андрей Дочкин. - Техника проверяется на исправность и приводится к товарному виду, обновляется системное программное обеспечение. После этого оборудование упаковывается и готовится к отправке. Однако такого рода операции не характерны для российского рынка. И лишь немногие компании готовы их осуществлять. Кроме того поиски покупателя конкретного оборудования могут затягиваться на неопределенный период. А это лишь усугубляет проблему его сбыта.

В госорганах, федеральных холдингах федерального масштаба и других "вертикальных" структурах подержанное оборудование обычно передают "вниз" по цепочке в региональный филиал или городское отделение. Что же касается организаций меньшего размера, то им, скорее всего, придется искать посредника, который за определенную комиссию попытается осуществить такую сделку".

Российские интеграторы в роли таких посредников себя пока не видят. Даже в условиях кризиса, когда каждая заработанная копейка на счету.

Ключевым фактором, сдерживающим развитие вторичного рынка компьютерного оборудования в России, Андрей Дочкин ("УСП КомпьюЛинк") считает до сих пор довольно низкий уровень насыщения организаций и предприятий средствами ИТ. Сказывается отставание от США и Западной Европы, где активная фаза автоматизации началась еще в 70-е. "В развитых странах действительно сложился устойчивый и довольно массовый рынок использованного, или как его еще называют "восстановленного" оборудования, - напоминает Дочкин. - На этом рынке действует большое количество известных игроков с многолетней историей, которые интенсивно развивают контакты с российскими интеграторами и заказчиками. Прежде всего - в сегменте поставок "экзотического" оборудования, например "тяжелых" дисковых массивов, серверов. Однако такие сделки носят зачастую "серый" характер в силу нелигитимности (с точки зрения вендоров) использования системного программного обеспечения, без которого такое оборудование работать не может".

Развитого и понятного вторичного рынка ИТ-оборудования в России не появится до тех пор, пока его не "разрешат" производители. Но у них сегодня, как известно, достаточно других хлопот.

Назад, в 80-е

Первой компанией, поставившей перепродажу подержанной компьютерной техники на широкую ногу, стала американская Boston Computer Exchange, основанная А. Рэндаллом и К. Холлом. Любопытно: компания, начавшая свой бизнес в 80-е годы, то есть задолго до наступления эпохи e-commerce, оказалась одним из первопроходцев электронной коммерции. Ведь BCE (компанию также именовали BoCoEx) создала полноценную виртуальную торговую площадку еще до начала широкого распространения Интернета!

"Биржа" компьютерного секонд-хенда была реализована в традиции BBS - "электронных досок объявлений". Компания на пару десятилетий опередила мейнстрим, построив полностью автоматизированную систему проведения аукционов в онлайне. Первая "настоящая" база данных была запущена 4 марта 1983 года. Позднее услуги BoCoEx стали доступны пользователям CitiNet и CompuServe.

В январе 1990 года Рэндалл и Холл продали свой бизнес компании ValCom, которая впоследствии была поглощена Compaq. Вскоре после этого проект прекратил существование. Примерно в то же время Рэндалл опубликовал в издательстве Microsoft Press свое "Руководство" ("Used Computer Handbook"), содержащее советы покупателям и продавцам подержанных компьютеров.

С тех пор сделать большой бизнес на посреднических операциях в сегменте подержанной компьютерной техники пытались многие компании, в том числе ITParade.com. Сегодня во всем мире насчитывается несколько сотен компаний (в том числе десятки достаточно крупных), основным направлением бизнеса которых является выкуп, "предпродажная подготовка" и сбыт компьютерного секонд-хенда.

Заметную активность в этом сегменте рынка проявляли и крупнейшие транснациональные корпорации. Так, загнать все более бурную реку секонд-хенда в управляемое русло еще в конце 80-х попыталась IBM. После выпуска модели IBM PS/2, компания предложила потребителям новый сервис, весьма напоминающий используемую автопроизводителями и их дилерами технологию "трейд-ин". При покупке нового ПК у авторизованного дилера можно было получить скидку, сдав "в зачет" старый, менее производительный, компьютер. "Голубой гигант" явно стремился укоренить в умах потребителей тезис, ставший впоследствии чуть ли главной идеологемой индустрии ИТ: обновить оборудование выгоднее и проще, чем вкладываться в его апгрейд.

Правда, предложенные тогда IBM условия понравились далеко не всем. "На компьютерной бирже Boston Computer Exchange системный блок IBM PC AT легко можно продать за $3?000. А значит, если компания собирается реализовать 50 компьютеров, таким образом можно выручить $150 000. Тем временем, воспользовавшись предложенной IBM программой, удастся выручить только $55 000, - возмущался один из экспертов". Такие вот были времена. И… цены. С тех пор многое изменилось. Но главное, производители действительно сумели приучить корпоративных заказчиков к мысли: покупать новые системы проще и выгоднее, чем продлевать жизнь устаревшим устройствам.

Куда идем?

Вторичный рынок ИТ-оборудования - территория, на которой сподручнее оперировать либо специализированным компаниям, либо самим производителям. Первые не связаны с вендорами кабальными контрактными обязательствами, вторые - сами устанавливают правила игры, в рамках которых однажды проданная техника может обмениваться на новую или менять хозяев. Как бы то ни было, рынок этот продолжает развиваться. Мало того, обнаруживаются даже весьма любопытные субсегменты.

"Когда наши потребители - крупные предприятия и организации - начнут плановую замену "тяжелого" оборудования, установленного в начале 2000-х годов, возможно, появятся довольно интересные предложения на открытом рынке, - полагает Андрей Дочкин. - Однако моральное устаревание такой техники и переизбыток предложения, поступающего с западных рынков, ставит под сомнение скорое появление специализированных операторов таких услуг в нашей стране".

Денис Викторов

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке http://www.ibusiness.ru/markets/430391/