22.12.2008

"Кто был охотник, кто - добыча" или Сдвиг по базе

Первоначальные планы по установке таксофонов в рамках универсального обслуживания ограничивались концом 2008 г. и количеством, соразмерным 54 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов. Базовые плановые сроки значительно сдвинулись. Более того, изменились, как показала практика, и базовые функции универсальных таксофонов.

Базовое число в 54 тыс. подлежащих таксофонизации населенных пунктов трансформировалось в полторы сотни тысяч по простой причине: таксофоны устанавливаются также и в "почти-ненаселенных-пунктах", и в "почти-нетелефонизированных". Так, по словам вице-президента "УСП КомпьюЛинк" И.Спицына, в списки таких мест, составляемых местными администрациями, вносилось каждое поселение, где проживал хотя бы один человек ("КомпьюЛинк" - подрядчик ряда операторов универсального обслуживания в его "таксофонной части"). Кроме того, как сообщили нам в МРК, в эти списки попали деревни, скажем, на 50 дворов, где имелось два телефона.

В результате уже к началу этого года, по данным министерства (на тот момент еще Мининформсвязи), было установлено 73 тыс. универсальных таксофонов (из них 4% - на основе технологий спутниковой связи VSAT), а доля нетелефонизированных населенных пунктов оценивалось примерно в 6%.

В октябре "КомпьЛинк" отчитался об установке более 100 тыс. таксофонов (и еще оставалось установить и подключить их "лишь в некоторых регионах СЗФО и Дагестана"). При реализации проекта использовались разные технологические схемы подключения аппаратов: проводная и беспроводная технологии, в том числе радиодоступ, сотовая (CDMA, GSM) и спутниковая (VSAT) связь. А труднодоступность небольших населенных пунктов СЗФО, ЮФО, в том числе Дагестана, потребовала от "КомпьюЛинка" широкого применения технологии спутникового подключения: 143, 843 и 926 таксофонов соответственно.

Рекордным по числу установленных таксофонов оказался Центральный федеральный округ (только в Тульской области, в 100 км от Москвы, было телефонизировано 7 тыс. населенных пунктов). Вообще-то на территории ЦФО нетелефонизированных населенных пунктов было, по данным "ЦентрТелекома, 21 140. А установлено к сентябрю 2008 г. 54 778 универсальных таксофонов в 51 965 населенных пунктах (т.е. получается, что более 3 тыс. получили по целых два таксофона?..). "Программа была выполнена в очень сжатые сроки, в течение 2007-2008 гг., - отмечает гендиректор ОАО "ЦентрТелеком" В. Мартиросян. - Это треть всех таксофонов, установленных в России".

В целом Россвязь провела 253 конкурса, по результатам которых в оказании универсальных услуг связи участвуют 24 оператора, и заключила с операторами универсального обслуживания 937 договоров на общую сумму 21,3 млрд руб. Всего по этим договорам установлено 146 тыс. универсальных таксофонов. При этом, по данным министерства, еще 3% населенных пунктов остались без телефонной связи.

Можно заключить, что число универсальных таксофонов увеличится в следующем году, о чем говорит и то, что в октябре этого года Россвязь опубликовала план проведения конкурсов на право оказания универсальных услуг связи в Республике Хакасия, Алтайском крае, Республике Ингушетия, Республике Марий Эл, в Пензенской области и …Санкт-Петербурге. Базовые сроки тоже сдвинулись: обозначенный го и месяц проведения конкурсов для всех этих регионов - февраль 2009 г.

Самое интересное, что изменились и "базовые представления" о роли универсальных таксофонов. С одной стороны, об их востребованности можно судить по тому, что только за 2007 г. местный трафик с них вырос в 4 раза, междугородний - в 3 раза. С другой стороны, 42% всего трафика с универсальных таксофонов приходится на бесплатные звонки - вызовы экстренных служб. Объясняется этот феномен просто: таксофонные карты оказались дефицитом. "Главная проблема, которую требуется решить после установки таксофонов, - найти механизмы доведения карточек универсальной услуги до потребителя, - комментирует ситуацию В. Мартиросян. - Это сложно, поскольку многие таксофоны установлены в населенных пунктах, где нет ни почт, ни магазина. Конечно, воспользоваться службами "01", "02", "03" можно и без карточки, но не только же для этого таксофон ставится. Сейчас мы пытаемся договориться со старостами в таких деревнях, а также создавать агентские сети, когда коммивояжеры будут привозить карточки и продавать их. Это большая работа по организации новых каналов распространения, которую предстоит сделать в ближайшее время".

И чего уж никак не ожидали ни организаторы, ни реализаторы универсального обслуживания, так это популярности услуги входящего вызова на таксофон. Деревенские жители договариваются с родственниками о времени звонка (а свободные часы примерно одни и те же для всех селян) - и в определенные часы у таксофона собирается очередь. Сто лет назад собирались у колодца, полвека тому - у клуба, потом - у маг и магазина. А теперь вот таксофон становится "местом встречи" на селе. Неплохо ведь пообщаться и между собой, и с далеко и живущей родней или знакомыми (за бесплатно-то!).

Наконец, сдвинулись планы и "небазовые": до недавнего времени оставалась надежда, что новая администрация связи и массовых коммуникаций готовится ко второму этапу универсальной услуги - обеспечению населенных пунктов широкополосным доступом в Интернет со скоростью 256 кбит\с и оплатой доступа в школах, библиотеках, больницах. Еще летом новые руководители ведомства сообщали, в частности, что дискутируется вопрос о том, каким должен быть порог численности жителей населенного пункта чтобы в нем имело смысл устанавливать тот самый широкополосный Интернет. А в октябре выяснилось, что это слишком дорого и резерв универсального обслуживания такую задачу не потянет…