20.11.2008

Операторы не сдаются

В области аутсорсинга ИКТ-инфраструктуры отдельное место занимают операторы связи. До недавнего времени они самостоятельно строили, эксплуатировали и развивали свои сети, а на предложения поделиться частью забот со сторонними подрядчиками отвечали высокомерной усмешкой — дескать, кому, как не им, известны потребности операторского бизнеса и средства, необходимые для их удовлетворения.

Лед тронулся, и теперь все чаще можно услышать истории успешной реализации аутсорсинговых проектов в телекоммуникационной сфере. Экономические факторы очевидны: средний доход с абонента (APRU) продолжает падать, тогда как конкурентная борьба ожесточается.

Из экономических факторов вырастают технологические: внедрение новых сервисных платформ повышает сложность сети и ведет к проблемам управляемости инфраструктуры. В итоге приходится повышать операционные затраты, в то время как рыночная ситуация требует их снижать.

В нашей стране пионером в области аутсорсинга телекоммуникационной инфраструктуры операторов связи можно считать «Синтерру». В мае этот оператор подвел итоги открытого конкурса на право проводить эксплуатацию и техническое обслуживание его национальной сети. К участию в тендере приглашались компании, готовые взять на себя ответственность за организацию и проведение всего комплекса мероприятий по технической эксплуатации ВОЛС «Синтерры», эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования передачи данных и телефонных систем в пределах одного или нескольких федеральных округов РФ и Москвы. Заявки поступили от 30 фирм.

Победителями конкурса стали «Комлайн» (дочерняя структура «Синтерры», которая станет обслуживать сети оператора в Уральском ФО) и системный интегратор «УСП Компьюлинк» (он будет отвечать за инфраструктуру в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном ФО). Конкурс на право аутсорсинга московского фрагмента сети признан несостоявшимся. Переход на модель аутсорсинга не означает полного отказа оператора от обеспечения работоспособности сети: круглосуточное оперативно-техническое управление и контроль над состоянием всех ее элементов по-прежнему осуществляются из московского Центра управления сетью «Синтерры».

Уменьшение нагрузки, связанной с эксплуатацией сетевой инфраструктуры, не замедлило сказаться на финансовых показателях альтернативного оператора. По словам технического директора «Синтерры» Александра Ильина, компании удалось сократить текущие расходы примерно на 20%. Ильин добавил, что она и раньше активно использовала модель аутсорсинга — в частности, при строительстве собственной магистральной сети, имеющей общую протяженность свыше 65 тыс. км. По итогам 2007 года «Синтерра» в шесть раз увеличила объем ввода в эксплуатацию основных средств по сравнению с позапрошлым годом.

В рассматриваемом случае сотрудничество с внешними подрядчиками помогло оператору сэкономить не только деньги, но и время. Александр Ильин подсчитал, что в период строительства магистральной сети было выиграно минимум 2 года, что равносильно завоеванию дополнительной доли рынка. Имея собственную транспортную инфраструктуру, «Синтерра» может минимизировать затраты на предоставление конечных услуг и не зависеть от цен на аренду магистральных ресурсов.

По пути «Синтерры» рано или поздно пойдут большинство операторов, которые эксплуатируют территориально-распределенные сети. По нашим сведениям, некоторые из них уже опробуют модель аутсорсинговых отношений, но не хотят заявлять об этом во всеуслышание. И все-таки из правила есть исключения.

Осенью текущего года «КомпьюЛинк» выиграл еще один конкурс на эксплуатационное обслуживание операторской инфраструктуры. Заказчиком стал «ЦентрТелеком», который захотел возложить на внешнюю организацию обязанности обслуживания сети таксофонов, установленных во всех населенных пунктах центрального региона. «Оператор будет обращаться к нам для решения вопросов, связанных со сбоями в работе сети, которая насчитывает более 50 тыс. таксофонов в 11 областях ЦФО», — сообщил Игорь Спицын, вице-президент «УСП КомпьюЛинк». Он с оптимизмом воспринимает перспективы работы с телекоммуникационным сектором и подчеркивает, что передача на аутсорсинг локальных участков операторских сетей является многолетней практикой.

Игорь Елисеев

С полным текстом статьи можно ознакомиться в журнале "Сети", №13, 2008 г.