19.12.2007

Создание "бизнес-образа" ИТ-компании в глазах инвесторов как катализатор результативного IPO

Группа компаний "КомпьюЛинк" ведет активную политику расширения бизнеса, в том числе путем поглощений. Мы заинтересованы в привлечении доступных финансовых ресурсов для реализации своей бизнес-стратегии. Наша бизнес-стратегия базируется, прежде всего, на вере в перспективы развития отечественного рынка ИТ.

Для наглядности могу привести пример, демонстрирующий потенциал российского рынка информационных технологий. За I полугодие 2007 г. в электронной системе продаж железнодорожных билетов "АСУ-Экспресс", используя Интернет, было реализовано всего 2% от общего числа проданных билетов. Причем 98% от этого очень небольшого объема пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Это свидетельствует о больших перспективах роста.

XXI век - век адаптивного менеджмента. Большинство ведущих транснациональных корпораций существует по законам живых организмов: кто быстрее приспосабливается и адекватнее реагирует на изменения рыночной среды, тот и занимает доминирующее положение на рынке. Решения IT - это нервная система таких корпораций, без которой они не могут существовать. Чем более качественные и функциональные услуги мы сможем предоставлять, тем более будем востребованными. Высокую доходность сегодня формируют бизнес ориентированные услуги, а доля доходности в аппаратных средствах на рынке неуклонно снижается. Мы стремимся разрабатывать стратегию развития Группы компаний с учетом последних рыночных тенденций.

На данный момент мы рассматриваем несколько вариантов привлечения средств. Среди них - привлечение стратегического инвестора, появление миноритарных акционеров и т.д. После того как мы проведем анализ финансовой ситуации на рынке, будет выработана единая точка зрения по этому вопросу. Одно мы для себя уже осознали: самое важное - это создать "бизнес-образ" компании. Для ИТ-компаний, не привязанных к материальным активам, важно иметь понятную для инвестора историю успеха.

Инвестору важно все. Его пристальное внимание вызывает рост компании - следует объяснять, с чем он связан, не является ли достигнутый показатель краткосрочным максимумом. Необходимо отразить возможность диверсификации бизнеса и услуг. Мы определили три основных фактора, по которым следует оценивать IT компанию, решившую привлечь внешнее финансирование, а именно: макроэкономическая обстановка на рынке информационных технологий, инвестиционная история компании и структура планируемой сделки. Безусловно, есть и другие важные аспекты. При оценке макроэкономической обстановки должны оцениваться перспективы развития не только российского, но и мирового IT рынка. Важно проследить за среднесрочной динамикой цен на IT -услуги, что поможет правильно рассчитать тренды. Кроме того, необходимо оценить энтузиазм инвесторов, волатильность рынка акций и конкуренцию за средства инвесторов со стороны уже размещенных IT компаний.

При изучении инвестиционной истории IT компании важнейшими критериями являются открытость и качество предоставляемой информации о деятельности компании. Очень серьезный момент, которому, на мой взгляд, уделяется недостаточное внимание - это опыт и профессионализм руководства. Интеллектуальная компания в глазах инвестора во многом ассоциируется с людьми, которые ее представляют, то есть с руководителями. Создание понятного, узнаваемого образа "команды" руководителя, ассоциирующейся с бизнесом компании, одна из главных задач, которую нам предстоит решить. При этом очень важно, чтобы креативность "команды" сочеталась с логикой бизнеса компании. Руководство ряда компаний, позиционирующих себя как креативные, не смогло продемонстрировать этого при общении с аудиторией, что резко снизило потенциал компании в глазах инвесторов.

Рыночную позицию ИТ - компании целесообразно показывать в перспективе - рассказывать о развитии продуктовых линеек, динамике финансовых показателей, увеличении активов.

Инвестору должно быть понятно, на что пойдут привлекаемые средства. На первый план здесь выходят механизмы корпоративного управления. Компании, стремящейся к западным стандартам ведения бизнеса, следует выстраивать корпоративное управление в соответствии с этими стандартами, подразумевающими прозрачность, открытость и строгую регламентацию действий компании.

Еще один, важный для оценки аспект - структура сделки. Появление миноритарных акционеров компании всегда приводит к размытию доли остальных акционеров. Привлечение стратегического инвестора должно быть осознанным решением руководства в рамках подготовки к выходу компании на IPO.

Безусловно, все предпринимаемые компанией шаги в преддверии получения публичного статуса должны вести к максимальной капитализации, иначе ее действия по привлечению денежных средств можно считать неэффективными.

Вице-президент Группы компаний «КомпьюЛинк» Борис Рапопорт